Вспоминаем историю Bioshock 1

История Bioshock под стать хорошему фильму – она нетривиальна и свежа, с драматичными поворотами, сложными характерами, этическими дилеммами, и вне зависимости от того, играли вы в Bioshock или нет, уверен, вам будет интересно. (Внимание, весь текст – сплошной спойлер.)



 

Предыстория

События Bioshock происходят в 1960 году, в толще вод Атлантического океана, в подводном городе Восторг, построенном Эндрю Райаном, советским эмигрантом Андреем Раяновским, если хотите. Андрей Раяновский – это аллюзия на Айн Рэнд, Алису Розенбаум, советскую эмигрантку, которая прославилась, написав огромный роман в трех томах «Атлант расправил плечи», который из-за его колоссального размера читало в России полтора человека.

Если коротко и грубо, то суть ее идей в том, чтобы каждый заботился прежде всего о собственном счастье и жил соответственно собственным талантам, что противопоставляется социализму. Тут, конечно, полно политического подтекста: роман был опубликован в 1956 году, примерно в то же время, в котором происходят события Bioshock, а это было время Холодной войны, разгар пропаганды против коммунизма.

Как бы то ни было, идеи Рэнд послужили прототипом для создания Райаном вымышленного Восторга – города, изолированного от внешнего мира, в котором художник не боится цензора, в котором большое не ограничено малым, частная собственность неприкосновенна, в котором живут строители своего же счастья, люди выдающиеся и первого сорта: артисты, ученые, предприниматели – тысячи избранных. Чтобы никто посторонний не прознал о существовании Восторга, всякая связь города с землей была запрещена. Что, естественно, породило черный рынок товаров с поверхности и обеспечило работой контрабандистов.

Подводный город Восторг.

Подводный город Восторг.

Однажды Бриджит Тененбаум, жительница Восторга, видный ученый и, кстати, тоже эмигрант из СССР, из Беларуси, стала свидетельницей того, как покалеченная рука контрабандиста зажила после укуса морского слизня – редкой животины в пучинах вод, и так было обнаружено вырабатываемое слизнями вещество АДАМ. Это особенный вид стволовых клеток, которые открыли перед учеными Восторга неожиданные горизонты: от нового подхода к лечению болезней и до управляемых мутаций: своему телу теперь можно придавать любой вид и новые способности, граничащие с волшебством: например, метать молнии аки Зевс. Не последнюю роль в сюжете Bioshock сыграло и то, что с помощью АДАМа можно моделировать воспоминания, и об этом чуть позже.

Поскольку Эндрю Райан сначала не заинтересовался открытием Тененбаум, спонсировать ее начал Фрэнк Фонтейн – главный злодей игры, беспринципный и аморальный, но в то же время гениальный бизнесмен, наладивший в Восторге контрабандистскую сеть. В отличие от Райана, он увидел в АДАМе потенциал и основал в подводном городе компанию – «Фонтейн Футуристикс», снабжавшую население Восторга продуктами на основе АДАМа. Как следствие, многие в городе стали зависимыми от АДАМа и начали появляться мутанты.

Мутант.

Первый мутант, которого мы встречаем.

При этом удовлетворить неуемный спрос горожан на АДАМ было непросто, учитывая редкость этих слизней, но было сделано еще одно открытие: если поместить морского слизня в тело девочки 5-8 лет, то слизень начинает генерировать в двадцать раз больше АДАМа, чем смог бы выжать из себя самостоятельно. Так появились маленькие сестрички – девочки со слизнями в желудках, обученные высасывать с помощью шприцов АДАМ из мертвых мутантов и потреблять его, чтобы слизень в их желудках генерировал еще больше АДАМа. Чтобы сестрички не сходили с ума от ужаса происходящего, им промывали мозги таким образом, что они всегда видели мир вокруг себя чудесным и радостным. А чтобы обеспечить их безопасность, к каждой сестрички приставляли по большому папочке – заключенному, помещенному в водолазный костюм, модифицированному физически и запрограммированному защищать свою сестричку. Если сестричка умирает, то автоматически умирает и большой папочка.

А когда сестрички вырастают и больше не подходят для ношения в себе слизня, то они занимают место папочек, становясь большими сестрами.

Девочки для работы сестричками набирались из специально для этого созданного Фонтейном «Детского дома Маленькой сестрички», хотя впоследствии детей начали просто воровать, так как промышленность росла и кадров не хватало.

Маленькая сестричка и большой папочка.

Маленькая сестричка и большой папочка.

Тем временем, город избранных столкнулся с очевидной проблемой, которую ум Райна, вообще-то, мог бы и предугадать: в мире художников и ученых некому оказалось заниматься грязной, но важной работой. Грубо говоря, никто в городе не хотел мыть туалеты. Этот аспект породил в Восторге серьезные экономические проблемы, и ими воспользовался Фрэнк Фонтейн, чтобы потеснить Эндрю Райана на позиции главного в городе.

Сталкиваясь с многочисленными трудностями, Райан от безысходности начинал решать проблемы некрасивыми способами. Например, местного психолога Софию Лэмб, придерживавшуюся идей альтруизма и коллективизма, Райан отправил в колонию для политических заключенных. А когда фигура контрабандиста и адамового монополиста Фонтейна начала всерьез угрожать его власти, Райан, отчаявшись бороться с Фрэнком иначе, вводит смертную казнь за контрабанду, и Фрэнк Фонтейн погибает в перестрелке. Оставшуюся без отца-основателя «Фонтейн Футуристикс» Эндрю Райан национализирует, окончательно уходя от идеалов Восторга, и этим совсем уж сильно разочаровывает население. Начинается гражданская война, которую провоцирует некий Атлас.

Эндрю Райан у себя в кабинете.

Эндрю Райан у себя в кабинете.

Атлас, лидер оппозиции, на самом деле – Фрэнк Фонтейн, подстроивший свою смерть. Вообще-то, Атлас – это не совсем корректный перевод, потому как что по-английски – Atlas, по-русски – Атлант. Новое имя Фонтейна – это просто еще одна отсылка к книге «Атлант расправил плечи».

Эндрю Райан, который теперь контролирует производство АДАМа, в попытке выиграть войну идет на последнюю меру и модифицирует свою продукцию. Теперь все, кто делает себе инъекции АДАМа, теряют свободу воли и подчиняются Райану. Но у прижатого к стене Атласа-Фонтейна есть план «Б».

Многие системы безопасности в Восторге настроены на считывание генетического кода Эндрю Райана – никто, кроме него, здесь не имеет такого полного доступа к управлению городом. Однажды, за несколько лет до описываемых событий, от Райана случайно беременеет стриптизерша Жасмин Джолин (интересно, мыть туалеты, значит, тут некому, а стриптиз танцевать среди профессоров желающие нашлись). Фонтейн быстро прикидывает, что к чему, и на всякий случай, который в итоге и наступил, покупает у Жасмин эмбрион. Потом Райан об этом узнает и в порыве гнева убьет Жасмин, но факт в том, что у Фонтейна теперь на руках генетический материал Андрея Раяновского.

Не самый привлекательный из обликов Фонтейна.

Не самый привлекательный из обликов Фонтейна.

С помощью АДАМа Фонтейн ускоряет рост Райна-младшего, которому дает имя Джек, наделяет его поддельными воспоминаниями о прежней жизни и своей семье, отправляет во внешний мир и подстраивает авиакатастрофу, в результате которой Джек оказывается посреди океана, у входа в Восторг, о котором не имеет ни малейшего понятия. При этом Джек запрограммирован делать все, о чем его попросят, если услышит фразу «Будь любезен», Would you kindly, о чем он, разумеется, не догадывается.

 

После начала игры

С этого и начинается Bioshock, в котором мы играем за Джека. С нами связывается по рации Атлас и начинает нами командовать, мол, будь любезен, пойди туда, пойди сюда, убей, мол, Эндрю Райана. И мы продвигаемся по сюжету, постепенно узнавая всю ту предысторию, что мы с вами только что обсудили. Попутно мы встречаем маленьких сестричек и спасаем их, или, если хотим, убиваем и получаем из их телес солидную порцию АДАМа, и добираемся до кабинета Эндрю Райана, своим генетическим наследием отпирая все двери.

Райан рассказывает нам о нашем происхождении и, уставший от всего, приказывает нам быть любезными и убить его. Мы вынуждены подчиниться, и основатель Восторга оказывается забит насмерть клюшкой для гольфа.

После этого Фонтейн посылает роботов ликвидировать больше ненужного Джека, однако Джек сбегает по вентиляции, теряет сознание и просыпается дома у Бриджит Тененбаум, мучимой совестью за все, что она сделала с маленькими девочками. Тененбаум распрограммирует сознание Джека, и фразой «Будь любезен» им больше управлять нельзя. Если опустить всякие внутреигровые подробности, то нам остается только добраться до Атласа-Фонтейна, который к тому времени модифицировал свое тело, окончаиельно став похожим на Атланта, и победить негодяя в честном бою. Сделать это самостоятельно нам не удастся, но на помощь приходят маленькие сестрички, насмерть затыкивающие Атласа шприцами для сбора АДАМа.

Смерть Атласа.

Смерть Атласа.

Возможных концовок в игре две: в зависимости от того, спасали ли мы встреченных на пути маленьких сестричек, или убивали их. (Убивать выгоднее экономически, за это дают больше АДАМа.)

Если спасали, то нас ждет хорошая концовка: мы с сестричками поднимаемся на поверхность и живем полной жизнью: девочки вырастают, учатся, заводят семьи, и когда мы умираем от старости, они держат нас за нашу морщинистую руку своими нежными руками. Хотя, строго говоря, они старше нас: к началу игры нам всего четыре года, а выглядим и ведем себя мы как взрослые благодаря генной инженерии.

«Хорошая» концовка.

«Хорошая» концовка.

Если же мы встреченных сестричек убивали, то остаемся жить в Восторге, шефствуя над мутантами, а в заключительном ролике показывают, как наша уродливая армия берет под контроль проплывавшую над городом подводную лодку с ядерными ракетами на борту.

Так заканчивается шикарная игра Bioshock, породившая такие шедевры, как Bioshock Infinite и сюжетные дополнения к ней. Историю Infinite мы с вами уже разбирали в одном из предыдущих разов, и тем, кто знаком с сюжетами и Bioshock Infinite, и первого Bioshock, полагаю, очевидна их похожесть. В обеих играх мы в конце узнаем, что являемся совсем не теми, кем себя представляли, в предысториях к обеим играм женщины-ученые делают удивительное открытие, после которого начинается нелицеприятная кутерьма, и там и там события происходят в секретном городе, вдали от земли, с похищениями маленьких девочек, с подавлением свободы воли политических заключенных, с волшебными модификаторами тела, с лидером-фанатиком, который начинает с благородных побуждений, но потом ударяется в крайности и превращается в злодея. Сделано это, разумеется, намеренно, и несмотря на преемственность Infinite, обе игры получились очень разными, как ни странно.

Читайте также:

Прокомментировать

5 комментариев про "Вспоминаем историю Bioshock 1"

Войти с помощью: 
avatar
Сортировка:   новые | старые | популярные
Кирилл
Участник

Хочу сказать, что город не зря назван Восторгом, ибо именно восторг испытываешь, когда после монолога Эндрю Райана поднимается шторка батисферы и ты впервые лицезреешь подводный город. Кит, проплывающий мимо подводных небоскрёбов, общее качество картинки в 2007 году, отлично проработанная вода оставили в тогда ещё школьном уме такие яркие впечатления, что после этой статьи в стиме началась загрузка всей трилогии для перепрохождения (должен признаться, что перепроходить буду только первые две части, т.к. третью до сих пор не выкроил времени пройти и это будет первое прохождение).

Евгений
Гость

На мой взгляд Биошок являет собой лучшую игровую сюжетку по сей день, достаточно серьезный и замысловатый, с глубоким смыслом. Тот сюжет, в который действительно интересно вникать даже взрослым умом.

Тимур Орлов
Участник

Это ваше, личное, мнение.
Множество игр и про биоинженерию, и с более уникальным сюжетом существует. А смысл у этой игры отнюдь не уникален, разложение мозга людей в изолированной от остального мира среде, под водой, потеря рассудка, паразитизм. Это как если бы очередной сериал про расследования начали снимать так же под водой, ничего нового, кроме места событий, нет.

Тимур Орлов
Участник
«Вообще-то, Атлас – это не совсем корректный перевод, потому как что по-английски – Atlas, по-русски – Атлант» — Перевод верен, уважаемый автор, Atlas переводится И как Атлант, И как Атлас. Atlas — с др. греческого — Атлант — Несущий небосвод. Что есть Атлас в значении ? вспомни школьную фразу учителя географии «открываем Атлас». Атлас — это сборник карт (позднее значение). Вот с древности ответ и приходит, Атлант держал Атлас, естественно что нет единого названия, и в переводе стали именовать и тем и другим словом одну Суть — Могучего человека, держащего небосвод. О двух верных названиях можно в книгах прочесть, мой… Читать дальше »
Тимур Орлов
Участник

И жирный минус — она до невозможности линейна.

wpDiscuz
rfwbs-slide