Doom 4: тысяча чертей

13 числа – какого же еще? – вышел Doom 4, он же просто Doom, перезапускающий франшизу, хотя, откровенно говоря, перезапускать тут особенно и нечего – все части Doom традиционно были мочиловом с довольно мутным сюжетом. Заново переписывают обычно историю, в которой есть что переписывать, а тут суть не меняется уже 23 года: люди экспериментируют с телепортами, случайно открывают врата в Ад, мы вооружаемся дробовиком и топим демонов в крови. Чего здесь перезапускать? Ну ОК, представим, что никогда раньше не видели чертей.

 

Про сюжет нового Doom ничего говорить не буду, кроме того, что он там есть, так что не переживайте, обзор без спойлеров.

Итак, чтобы оценивать Doom 4 (вот не разубедите меня в том, что это именно Doom 4, с какой стати ему быть просто «Думом»? Ну давайте все «Думы» называть просто Doom, концептуально и свежо) нужно, в первую очередь, вспомнить, что все предыдущие игры серии – это мочилово. Мы в одиночку унижаем демонов, и игра эта именно об этом. В любительской модификации Brutal Doom, которая, заметим, оказала серьезнейшее влияние на Doom 4, что само по себе заслуживает внимания, мочилово было усугублено пущей жестокостью и обильными ошметками плоти, а в Doom 3 мочилово было сдобрено хоррором (в Doom 4 хоррора не наблюдается, тот же Dead Space похож на Doom 3 куда больше, чем Doom 4). Но все равно Doom – это всегда именно мочилово, а потом уже – остальное.

Теперь, когда мы договорились о главной отличительной особенности «Думов», классических и не очень, можно без опаски о том, что этот тезис будет истолкован в негативном ключе, заявить: Doom 4 – это мочилово. Жестокое, интенсивное, быстрое, разнообразное – такое, каким являлись и предыдущие три игры. Поэтому заслуживает ли Doom 4 называться «Думом» – это всегда главный вопрос для всех громких сиквелов и перезапускалок – да, заслуживает, у меня на этот счет претензий нет. Атмосфера соответствует, каноны геймплея – тоже.

 

На всех патронов хватит. Наверное

По большому счету, Doom 3 и Doom 4 – это два разных взгляда на Doom 1 и Doom 2. И это само по себе любопытно – увидеть, как классический Doom с пикселями размером в кирпич оказывается переосмыслен спустя поколение. Как будто мы 23 года ходили без очков со зрением -6, и вдруг их надели.

В Аду всегда хорошая погода.

В Аду всегда хорошая погода.

Стрелять мы будем, не переставая, если только знаем, куда идти – а нужный путь иногда придется поискать: тут, к счастью, нет совсем уж проторенных дорожек, и, зачистив очередную комнату, мы будем периодически останавливаться и рыскать взглядом – в какую бы щель на этот раз прыгнуть, чтобы продолжить путешествие. Не все так хардкорно, как в девяностые, конечно, и есть тут компас, указывающий, в каком направлении наши задачи, но все равно за ручку нас никто не водит, и это хорошо.

Исследуя мир, мы находим секреты и бонусы, укрепляющие наш арсенал, и, кстати говоря, такого упора на исследование мира никогда раньше в «Думах» не было – всякие скрытые плюшки при нахождении радовали нас просто тем, что мы обнаружили что-то секретное, а здесь, в «Думе 4», тотальная разведка мира необходима для наращивания огневой мощи, что, пожалуй, можно трактовать как минус. Впрочем, уверен, найдутся среди борцов со злом и любители заглянуть в каждый угол.

Игра не лишена юмора – это традиция для «Думов». Ничего уморительного, конечно, но по миру, полному адского зла, мы идем с иронией.

Еще одно явное достоинство Doom 4 и являющееся, опять же, традиционным для серии, это дефицит патронов – нельзя набить карманы впрок. Полного боекомплекта хватает ненадолго, его нужно постоянно пополнять, и тут, кстати, разработчики – все те же id Software, нужно их упомянуть хотя бы для протокола – решили-таки ввести новую фишку в игру: патроны можно гарантированно получить, если убить монстра бензопилой. Чем толще монстр, тем больше патронов. Бензопила дает нам легкое и быстрое убийство любого жиробаса, но тратит при этом кучу топлива – да, бензопила не бесконечная, а топливо разбросано по карте. При этом, если на убийство Манкуба, например, нужно пять баков топлива, а у нас в бензопиле пока что потолок – четыре, больше просто не влить, то делать нечего, Манкуба распилить не удастся, нужно прокачивать бензопилу. Новаторство это мне лично нравится: оно хоть и добавляет аркадности, но довольно веселое и здорово разнообразит геймплей.

Единственный минус бензопилы – нужны патроны.

Единственный минус бензопилы – для нее тоже нужны патроны.

Другая новость – зеленые порталы в Doom 4, где доблестные нефалемы доказывают свое мастерство, выполняя задания. Встречаем мы входы в эти порталы, как правило, в укромных уголках ада, и, надо отметить, задания в них довольно нетривиальные и с первого раза их выполнить обычно не удается. Ну, мне, по крайней мере. Бывают задачи банальные – убить все цели за отведенное время, но даже в таком случае, чтобы все успеть, нужно продумать логистику и нащупать эффективный маршрут, иначе до некоторых объектов просто не успеешь добежать. А бывают задачи и более творческие – например, убить 10 зомби взрывом бочек. Бочек на карте ограниченное число, и если их взрывать, не думая, то они просто закончатся и портал вы провалите: вместо этого нужно подводить зомби к бочкам покучнее, чтобы расходовать их разрушительный потенциал эффективно, ну и так далее. Зелеными порталами я, в общем, тоже доволен. За их выполнение дают руны, помогающие в игре: например, из монстров сыпется больше патронов, гранаты становятся разрушительные и все в таком духе, так что порталы эти тоже лучше не пропускать.

Вход в царство испытаний.

Вход в царство испытаний.

 

Девальвация крови

Теперь пару слов о недостатках. Серьезных недостатков нет – игра правда очень хорошая. У меня один раз вылетела без видимых причин, пришлось переигрывать небольшой эпизод, думаю, патчи все поправят.

Бои несколько однообразные: мы находим эпицентр зла, спаунятся полчища монстров, мы мечемся по карте как угорелые, уворачиваясь от сгустков огня, всех убиваем, находим путь до следующей комнаты, обнаруживаем и там эпицентра зла… ну, вы поняли. Но, во-первых, это все равно весело, во-вторых, напоминаю, подобное мочилово является вполне традиционным и для предыдущих «Думов», так что если вам не нравятся непрекращающиеся убийства исчадий Ада, не знаю даже, зачем вы решили играть в эту игру. В третьем «Думе» такой проблемы не было, но там и вообще монстров было куда меньше и ставка делалась на страх, а не на мясорубку.

А вот что реально досадно, так это переизбыток так называемых зверств, когда мы добиваем противников голыми руками. Зверства эти классные, зрелищные, но их очень, очень много, и они приедаются уже через полчаса, и уже перестаешь обращать на них внимание и ждешь только, когда закончится анимация очередного зверства, чтобы поскорее продолжить игру. Если бы эти зверские убийства были редкостью, скажем, работали бы только с большими и сложными монстрами, то зрительский интерес к ним поддерживался бы дольше, мне кажется.

Зверское убийство ревенанта.

Зверское убийство ревенанта.

Музыка. Музон довольно специфичный и местами начинает напрягать этот фузованный зудосрач, но это уже придирки, которые обычно идут в ход, когда по существу придраться не к чему.

Графон. То, что вы видите на экране, записывалось на настройках «Ультра», то есть, вы понимаете, никакого сверхреализма или графического прорыва тут нет. Игра добротная и хорошо смотрится, и будет хорошо смотреться еще несколько лет, но претензии на революцию здесь не наблюдается. Обратная сторона этой медали – относительно недурственная оптимазация. Я играю на GTX 970 и эта карта выдает мне стабильные 60 FPS на «Ультре» даже в самых мельтешащих замесах. Выше 60 тут частота кадров не поднимается, установлен потолок, не знаю, может быть, этот предел можно как-то отключить, я не интересовался. Короче, запас мощности огромный. Помните мой обзор по бета-тесту Doom 4? Он в основном актуален, кроме жалобы на требовательность игры к железу – тогда просто сказалась несовместимость бетки с ноутбучными картами. Со стационарного компьютера все идет прекрасно.

 

Коллективная игра

И отдельно хочу прокомментировать мультиплеерную часть. Да, я о ней говорил и раньше, и со времен бетки тут не очень-то много изменилось, разве что дробовик понерфили и теперь выбор оружия более разнообразный, раньше это была сплошная дуэль на дробовиках, а теперь народ и винтовки использует, и ракетницы, и снайперка стала поинтереснее.

Если коротко, то мультиплеер порадует любителей «Куэйка». Он быстрый, азартный, наказывает за незнание карты и награждает за знание, и поэтому он обычно не цепляет поначалу, так как вы видите на экране сплошной мордобой и не улавливаете в нем никакой логики, но им проникаешься впоследствии, когда начинаешь запоминать, где появляется руна демона – тут можно превращаться в демона и всех ваншотать, – а если демоном стал уже кто-то другой, то где появляется гауссовская винтовка, которой можно завалить демона. Очень приятно, когда враг превратился в черта и думает, что сейчас будет всех нагибать, а ты по нему такой из гаусски обойму разряжаешь, противник мертв, руна демона у тебя – вот ради таких моментов люди и играют в Doom он-лайн. Демонов для перевоплощения, кстати, четыре, в бетке был только один. Все крутые, все доставляют.

Перед каждым перерождением мы вибираем, в какого демона хотели бы переродиться, если представится возможность.

Перед каждым перерождением мы вибираем, в какого демона хотели бы переродиться, если представится возможность.

Вместе с демонами завезли и новые режимы, которые теперь в общих чертах делятся на обычный мордобой в различных вариациях и на контроль точек – обычных или движущихся. Отдельно хочется отметить так называемые «салки» – наиболее выделяющийся режим из всех. В этом режиме герои не умирают, а замораживаются. Задача – заморозить всех противников. Концептуальная особенность режима в том, что союзников можно размораживать. В итоге получается довольно забавный экшн.

 

Ну и моя любимая часть в мультиплеере этой игры – победные позы, так называемые насмешки. Очень круто снятые с, очевидно, реальных актеров, они довольно быстро приедаются, но по началу радуют глаз.

Кстати, в мультиплеере есть бензопила в качестве супероружия, и от персонажа с бензопилой лучше держаться на расстоянии, а то это вообще читерство какое-то. Гарантированный ваншот на ближней дистанции.

Если подытоживать, то я с вами прощаюсь, потому что иду доигрывать сюжетную кампанию, мир сам себя не спасет, знаете ли. Игра, учитывая жанр, отличная, и фанаты классических «Думов», мне кажется, должны ее оценить. Всего вам доброго, удачной игры!


Рекомендую к прочтению: «Былое и «Думы»: история всех частей Doom»

Читайте также:

Прокомментировать

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
wpDiscuz
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
rfwbs-slide